Одна из приоритетных целей социальной политики России — модернизация образования в направлении повышения доступности и качества для всех категорий граждан. В связи с этим, значительно возрос заказ общества на инклюзивное образование.
![](/KARTI/lou15.jpg)
Особенностям организации образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов сегодня уделяется большое внимание. Это связано с современными тенденциями развития общества и содержанием поставленных на государственном уровне задач по обеспечению реализации прав детей на физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
Система ранней помощи семье с особым ребёнком призвана оказывать психолого-педагогическую и медико-социальную поддержку и сопровождение семьи, воспитывающей такого ребёнка. Функционирование системы обеспечивает каждой семье возможность своевременной медико-психолого-педагогической диагностики развития ребёнка, определения его специальных психологических и образовательных потребностей, эффективного преодоления или коррекции отклонений в развитии с первых лет жизни, что способствует образовательной и социальной интеграции таких детей в среду нормально развивающихся сверстников, создает возможности для получения многими из них цензового образования.![](/OPIT/risunok1.jpg)
В муниципальном образовании «Город Магадан» данная проблема стала актуальной более 10 лет назад. В 2006 году в муниципальной дошкольной образовательной организации «Детский сад комбинированного вида № 15» была открыта группа кратковременного пребывания «Особый ребёнок» для детей-инвалидов.
Цель деятельности группы: оказание психолого-медико-педагогической помощи детям-инвалидам, формирование у них предпосылок к учебной деятельности, социальной адаптации, содействия родителям в организации воспитания и обучения детей.
Группа функционирует по гибкому режиму – 3 раза в неделю от 2 до 3 часов в день. На основании санитарных требований и Положения ДОО о группе кратковременного пребывания для детей-инвалидов «Особый ребёнок» предельная наполняемость группы составляет до 5 воспитанников от 3 до 7 лет (дети со сложным дефектом, имеющие сочетание двух или более недостатков в физическом и (или) психическом развитии).
В группе для детей сконструирована особая предметно-развивающая среда, которая обеспечивает положительное коррекционно-развивающее воздействие: собрано достаточное количество дидактических игр и пособий, раздаточного и демонстрационного материала для проведения специальных занятий и упражнений, сенсорного и развивающего оборудования, игрушек.
Реабилитационные мероприятия в группе для детей-инвалидов направлены на проведение комплекса мероприятий, способствующих компенсации дефекта. Они включают в себя: лечебный массаж, фитотерапию, иммунопрофилактику, лечебную физкультуру, занятия в бассейне, музыкальные занятия.
Дополнительным эффективным реабилитационным средством в работе с детьми являются занятия с педагогом – психологом в сенсорной комнате. В помещении специально оборудована предметно – пространственная среда, которая направлена на снижение мышечного тонуса, на улучшение психоэмоционального состояния; оказывает успокаивающий и расслабляющий эффект.
Особое внимание специалистами уделяется работе с родителями, которые воспитывают детей-инвалидов. Семьи, в которых растет ребенок с ограниченными возможностями, можно отнести к категории семей с особым психологическим статусом, поскольку они имеют специфические, очень сложные психологические и социальные проблемы. Главная задача сотрудников группы кратковременного пребывания – оказать психологическую помощь и поддержку данным семьям, познакомить их с доступными способами преодоления недостатков психофизического развития, способность налаживанию детско-родительских и семейных отношений.
Содержание работы по повышению уровня компетентности родителей включает в себя следующие направления:
- знакомство с этапами и закономерностями психофизического развития здорового ребенка. В этих целях планируются и проводятся лекции и беседы, рекомендуется специальная литература;
- объяснение значения режима дня и создания условий для организации деятельности ребенка в семье;
- обучение приемам формирования навыков самообслуживания в определенные возрастные периоды;
- знакомство с различными видами игрушек и игр, их назначением, ролью в жизни «особого» ребенка;
- обучение создавать ситуации совместной деятельности с ребенком.
В детском саду обеспечивается доступность образования детям-инвалидам, осуществляется индивидуально ориентированный подход к подбору и разработке образовательного маршрута каждому ребенку, независимо от уровня его развития, нарушения и состояния здоровья, расширяется и обновляется спектр образовательных услуг, все участники образовательного процесса обеспечиваются высококвалифицированной коррекционной, психолого-педагогической и медико-социальной помощью.
Таким образом, достаточно большая практика работы группы кратковременного пребывания «Особый ребенок» показывает, что предлагаемая форма работы является альтернативой для семей города Магадана, воспитывающих детей-инвалидов.
Учитывая большой опыт коллектива по работе в данном направлении на базе муниципальной дошкольной образовательной организации «Детский сад комбинированного вида № 15» для педагогических работников детских садов города открыта стажировочная площадка «Организация работы по социализации и интеграции детей с ОВЗ в условиях дошкольной образовательной организации города Магадана».![](/KURSI/sem.jpg)
24 ноября 2017 года состоялось заседание методического совета департамента образования мэрии города Магадана, на котором был обобщен опыт работы коллектива МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 15» по теме «Организация социально-адаптивной модели дошкольной образовательной организации на примере группы кратковременного пребывания для детей-инвалидов «Особый ребенок» в условиях города Магадана». В работе методического совета приняли участие около 30 заместителей руководителей дошкольных образовательных организаций города, заместители директора по учебно – воспитательной работе общеобразовательных организаций, представители департамента образования и методического кабинета.
![](/GMO/ldosh_15.jpg)
|