ИНФОРМАЦИОННО - МЕТОДИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ г. МАГАДАН

Четверг, 25.04.2024, 16:59

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ СЕТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ КОЛЫМЫ | Регистрация | Вход

                                                                                                       Д.И. Райзман

 

                                История формирования методической сети

                                   образовательных учреждений Колымы

 

Методическая служба  в районах Колымы родилась 15 января 1936 года, когда при Охотско – Колымском окружном отделе народного образования  ор- ганизовали методический кабинет (1). Это не значило, что вопросами совер- шенствования состояния преподавания, качества знаний, умений и навыков  учащихся , уровня воспитанности школьников, организации системы повыше- ния квалификации педагогических кадров здесь никто не занимался.

В ноябре 1929 г. в структуре Восточно – Эвенской (Нагаевской) культбазы в бухте Нагаева открыли начальную школу с интернатом на 40 человек, в де- кабре здесь училось 17 человек, в том числе 2 девочки. Это были дети коренных жителей Охотского побережья – эвены, камчадалы, якут, русские, большей частью из ближайшего селения  – Армани. Они плохо владели русским языком, а педагоги – эвенским. Но  летом  1930 г. краеведы  культбазы Максим и Влади- мир Левины  (однофамильцы.  Д.Р.) занялись составлением первого эвенского (орочельского) букваря, апробация которого осуществлялась и на базе началь- ной школы поселка Сиглан Ольского района.

Активными помощниками учителей – краеведов были дети, они прини- мали участие в создании дидактических материалов, текстов статей будущего учебника, так как в школах национальных районов Колымы испытывали труд- ности  из – за отсутствия  учебной литературы.

Имеющиеся учебники и пособия для работы с детьми коренных северян не подходили , так как «Большинство примитивных и конкретных  понятий, излагаемых в учебниках, детям Севера недоступны. А привычных для них  конкретных понятий из природы и быта Севера они почти не находят в книгах для чтения,- отмечал К.Я. Лукс.- Ассортимент книг Гижигинской библиотеки неудачен – мало беллетристических произведений. Мало книг по прикладным знаниям, политическая литература рассчитана на подготовленного читателя.

Периодических изданий  журналов) и детской литературы нет.  Пьес также мало». (2).

 Такие же проблемы стояли и перед педагогами других районов Колы- мы, в том числе Ольского, Среднеканского и Северо – Эвенского, хотя еще с 1926 года во все национальные школы Дальнего Востока направляли педаго- гические журналы «Народный учитель», «Педкурсы на дому». И во всех  рай- оных центрах при отделах народного образования появились районные ме- тодкабинеты, для которых  ДалькрайОНО разработало специальное Положе- ние.

Методические рекомендации советовали активнее применять на прак- тике «Положение о детской краеведческой организации (кружке) в школе», разработанное в 1926 году известным дальневосточным исследователем В.К. Арсеньевым.

В 1928 году учителя получили от ДальОНО методические письма: «Как вести краеведческие работу на Севере» В.Г. Богораз-Тана и «Общественно – необходимый труд в туземной школе на Севере» Н.И.Леонова. Кроме того, в национальные школы  поступили несколько плакатов, изданных школьно – просветительской комиссией Комитета Севера при ВЦИКе (3.). Однако, в силу отдаленности  педагоги такое подспорье в работе получали несвоевременно и в малом количестве. Рассчитывали лишь на собственные силы.

Актуальность приобретали организация методической сети и методичес- кой деятельности в образовательных учреждениях. Дети, обучаясь в школе  культбазы, одновременно помогали учителям и медикам. Познакомиться с  культурой, традициями  и бытом коренного северного населения и выработать   такие способы и приемы взаимообщения, которые давали бы эффект в учебно – воспитательном процессе.

Поскольку Нагаевская культбаза действовала  на территории Ольского района, ее работники, контактируя с коллегами ближайших поселков – Олы, Гадли, Армани, Тауйска, обсуждали уровень знаний, умений и навыков уча- щихся, воспитательной работы, то есть всего, что касалось методики педаго- гической деятельности. Эти вопросы были в центре внимания, особенно в пе- риод традиционных августовских  совещаний учителей Ольского района, тем более, что культбаза в Нагаево становилась центром культурно – массовой работы с местным населением. Только за 8,5 месяцев ее посетили 731 чело- век: русские, эвены, якуты, камчадалы. Приезжали за сотни километров из Сеймчана, Таскана, чтобы познакомиться с работой культбазы, получить необ- ходимую  консультацию и помощь.(4).

ДалькрайОНО в 1930 году , учитывая потребности повышения квалифи- кации  профессиональной подготовки учителей, организовал педагогические краткосрочные курсы во всех окружных, районных центрах, а также при Чу- котской и Нагаевской культбазах.(5).

7 марта 1931 г. в Нагаево начала работу первая учительская конферен- ция Ольского района, в которой принимали участие 11 педагогов из Олы, Гадли, Ямска,  Балаганного, Тауйска. Обсуждали  вопросы  работы заведующих школ, состояния дошкольного воспитания детей, работы с пионерами.(6).

Закономерно появилась резолюция «О работе школ Ольского района»: «…дать полную возможность проявления широкой детской инициативы в ор- ганизации и работе школы, а так же пробудить в ребенке инициативу  в вос- питании общественной школьной среды…уделить больше внимания интер- национальному  воспитанию и антирелигиозной работе школы, внедряя их во всю учебно – воспитательную и общественно- полезную работу».(7).

Выполнению задач трудности: ощущался недостаток в профессиональ- ных кадрах преподавателей и культработников, сказывались большие расстоя- ния  между населенными пунктами. Так сельсовет в Туманах находился от рай- центра  в 600 верстах, Армань – в 159 верстах, где не было людей, которые мог- ли бы вести культурно – воспитательную работу¸ в то время как в Туманах про- живало 25 человек, в Тахтоямске – 64 и в Армани  88 человек. (8). И все же в бухте Нагаева смогли организовать обучение грамоте 155 человек, среди ко- торых были большей частью старатели, рыбаки и охотники Охотского побе- режья.

    Выполняя Постановление ЦК ВКП(б) от 5 сентября 1931 г. «О началь- ной и средней школе», оргбюро ВКП(б) Охотско – Эвенского округа приняло решение о расширении  сети народного образования. И потому коммунисти- ческая фракция окружного исполнительного комитета  предложила провести переподготовку педагогов Колымы, подчеркнула необходимость открытия в 1932 г.  педагогического техникума, подготовки организаторов политпросвет- работы, а также обеспечения всеобуча и завершения оформления «орочской письменности», актуальности проведения обучения на родном для северян языке.(9).  Но в октябре 1931 г. Восточно – Эвенская культбаза прекратила свою  деятельность, обучение детей в Нагаево было поручено  начальной школе, а педагогическое руководство было возложено на окружной отдел народного образования, перед которым были поставлены новые задачи.

В связи с организацией Ольско – Сеймчанского райисполкома в новом 1931/32 учебном году  на территории Балаганского, Тауйского, Нагаевского, Ольского и Гадлинского сельсоветов для детей от 8 до 10 лет, а также для подростков от 11 до 15 лет было введено всеобщее начальное образование.

В остальных  населенных пунктах эта проблема должна была решаться с  1932/33 учебного года.

КрайОНО находилось далеко в Хабаровске, помощь    инструктивно – нор- мативными материалами и методическими рекомендациями зачастую опазды- вала. Опытных педагогов по-прежнему не хватало, и недавно организованный АГО (административно – гражданский  отдел) Дальстроя, заключая договора, приглашал квалифицированных специалистов на льготных условиях трудиться  в учреждениях образования Колымы. С 1932 г. они привозили с собой  новинки учебно – методической литературы, в частности, такие издания методического сектора ДальОНО, как программы по тематическим циклам: «соцстроительст- во», «комвоспитание», «политический», «эпизодическая соцпедагогпропсерия» на антирелигиозные темы, получали задания готовить методические разработ- ки по темам: « Как работать по программам пятилетнего обучения», «Мой опыт работы в национальной школе», «Русский язык  в нашей школе».

Популярностью пользовались пособия В.И. Цинциус «В помощь учителю, работающему с эвенским (ламутским) букварем «Новое слово» (Л.1932 г.);

Объяснительная записка к учебникам арифметики для 1-2-х классов на- чальной школы (на эвенском языке).(Л.1934 г.).

В  марте 1933 г. Далькрайисполком указывал краевому отделу народ- ного образования «наметить организацию краткосрочных курсов, охватив не менее 145 человек из числа коренного населения для подготовки из них учи- телей и избачей…и поставить вопрос перед Наркомпросом о переиздании национальных учебников, завозе их в край не позднее мая месяца».(10).

На Колыме в 1932/33 учебном году действовали 14 школ с 624 ученика- ми, с ними работали 44 педагога, без учета преподавателей школ и ликбеза, техникума и других типов  учебных заведений.

Следующий учебный год ознаменовался организацией интернатов при школах для детей кочевников Тауйска и Ямска. Программа деятельности этих новых образовательных учреждений определялась Постановлением ЦК ВКП(б) от 25 марта 1932 г. «Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе», где, в частности, указывалось «основной формой организации учебной работы в начальной и средней школы должен являться урок с данной группой учащихся со строго определенным расписанием занятий и твердым составом учащихся».(11). Но только 19 мая 1933 г. Наркомпрос РСФСР  утвердил основ- ным типом школ для Севера школы – интернаты.(12)

В этих условиях педагогам Колымы приходилось не только обучать и воспитывать молодых северян, но и приобретать опыт учебно – воспитатель- ного процесса среди детей оленеводов, охотников, рыбаков, морзверобоев, совершенствовать свои знания традиционного образа жизни коренного се- верного населения.

Положительные примеры тому были. В течение ряда лет успешно тру- дились учителя  И.А. Варрен (Ола), П.И.Борисов (Сеймчан), П.К.Федотов (Гад- ля), с энтузиазмом начала свой педагогический стаж В.Андреева (Балаганное).   Им и их коллегам Постановление бюро Комитета Севера при Президиуме ВЦИК «О месте родного языка в начальной школе», принятое в апреле 1933 г., только  подтвердило правильность  избранной методики и содержания образователь- ного процесса для детей народностей  Севера. Тому немало способствовала организация методической службы в районах Колымы.

В 1934/35 учебном году Нагаево – Магаданская неполная средняя школа с интернатом перешла в ведение Управления Уполномоченного Далькрайиспол- кома, но через три года функции контроля и руководства деятельностью орга- нов народного образования, в том числе и первой средней школы на террито- рии Дальстроя – государственного треста ОГПУ-НКВД СССР, передавались АГО (административно – гражданскому отделу Главного управления строительства Дальнего Севера) и Колымскому окружному отделу народного образования.

В 1938 г. возникло двойное  подчинение: с одной стороны –Хабаровский краевой отдел народного образования и одновременно с другой стороны –АГО Дальстроя, где последний играл решающее значение, поскольку обладал реаль ной политической и финансовой силой в разрешении вопросов контроля и руко водства органами  народного образования и образовательными учреждениями в районах Колымы.

В 1933/34 учебном году на Колыме педагогический процесс был органи- зован в 23 школах для 898 учащихся, в частности, на 1 января 1935 г. в Ольском районе училось 466 учащихся, в Северо – Эвенском – 222 человека, в Средне- канском – 150 человек и в Нагаево – Магадане обучалось 312 школьников. Занималось с ними 80 педагогов.(13).

Но кадровая политика определялась уже заявками Дальстроя. Так в По- становлении Совнаркома СССР от 16 март а 1935 г. «О Дальстрое» указывало- сь: «Обязать наркоматы направить в распоряжение Дальстроя согласно его заявки… в июне 1935 г. в Нагаево не менее 50 человек педагогического пер- сонала  соответствующей подготовки»(14).

Основной задачей учительского корпуса, органов народного образова- ния была борьба за осуществление всеобуча в Охотско – Колымском районе.

По итогам 1935/36 учебного года план всеобуча был выполнен на 104% за счет охвата школами детей приезжих дальстроевцев, увеличения ассигнований на нужды    образовательных учреждений. Повышения качественного состава педагогических коллективов.(15).

На первом съезде учителей Дальстроя   в октябре 1936 года, где  присутст- вовало 76 педагогов Колымы, отмечали определенные успехи в развитии народ ного образования, подчеркивая, что  это связано с успешным выполнением плана освоения Колымы силами  государственного треста «Дальстрой».

Организация методкабинета при Охотско – Колымском окрОНО поз- волила наладить систематическую работу с кадрами специалистов, учиты- вать особенности  длительных отпусков договорников – дальстроевцев, более глубоко изучать  опыт их педагогической деятельности, оказывать действенную помощь растущим педколлективам Колымы, где сеть учеб- ных заведений в 1936/37 учебном году  достигла 64 с числом учащихся в 2788 человек.

Так закладывалась основа школы педагогического мастерства, впоследствии с 1954 года оформившейся как Магаданский областной институт усовершенствования учителей.      

 

СНОСКИ

 

1.     «Магаданская правда» от 15.01.1967 г.

2.     Г.Ф. Севильгаев.  Очерки по истории просвещения малых народов Даль- него Востока. Л.Просвещение.1972.с.250.

3.     Г.Ф. Севильгаев. Указ. соч.с.293.

4.     ГАМО (государственный архив Магаданской области). фр.17. оп.1.д.138. л.235.

5.     Г.Ф. Севильгаев. Указ.  соч. с.290.

6.     ГАМО.фр.17.оп.1.д.173.л.18.

7.     ГАМО.фр.50.оп.2.д.1в.л.113.

8.     ГАМО.фр.50.оп.2.д.1а.л.297.

9.     ЦХСД (Центр хранения современной документации Магаданской области. ф.1.оп.2.д.14.л.43,47.

10.                       Советы Северо – Востока СССР. Магадан.1979.ч.1.с.122.

11.                       Сборник Постановлений, приказов, инструкций и других руководящих материалов о школе. М.Учпедгиз.1954.с.25.

12.                       Из истории промышленного и культурного строительства Чукотки. Мага- дан, 1971. Вып.35.с.196.

13.                       ГАМО.фр.50.оп.2.д.32.л.115-116.

14.                       Дальстрой и Севвостлаг ОГПУ-НКВД СССР в цифрах и документах. Мага- дан, СВКНИИ ДВО РАН.2002.ч.1.с.35.

15.                       Советы Северо – Востока СССР. Магадан.1979.ч.1.с.186-187.

Меню сайта

Поиск

Вход на сайт

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0